Российский рынок строительного кирпича — Как сделать самому?
Российский рынок строительного кирпича в докризисный период демонстрировал устойчивый рост. Его объем в натуральном выражении по итогам 2008 года составил около 13.6 млрд. усл. кирпичей (условный кирпич – блок размером 250х120х65 мм). Несмотря на начало кризиса строительной отрасли во второй половине 2008 года, по итогам предыдущего года, за счет активного строительства в первом полугодии и завершения начатых проектов – во втором, еще наблюдался положительный прирост потребления строительного кирпича – 3.6%. Однако в 2009 году ситуация ухудшилась: по оценкам Research. Techart, объем рынка резко сократился (почти на 38%) и достиг уровня 8.5 млрд. усл. кирпичей, что ниже даже показателя 2005 года (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика рынка строительного кирпича в России в 2006-2009 годах
В качестве одной из основных тенденций рынка строительного кирпича в России в последние годы можно назвать сокращение доли производства продукции в общем объеме выпуска стеновых материалов, что связано с ростом популярности альтернативных материалов (например, ячеистого бетона). Так, с 2005 по 2009 годы доля строительного кирпича в общероссийском объеме производства стеновых материалов сократилась с 74% до 67% (см. рисунок 2).
Рисунок 2. Доля строительного кирпича в общем объеме производства стеновых материалов в России в 2005-2009 годах, %
Российский рынок кирпича является в значительной степени региональным. Спрос на материал в большинстве областей удовлетворяется за счет продукции, производимой в пределах своего или, максимум, соседнего региона, импортные поставки практически отсутствуют (доля импорта не превышает 1% от общего объема потребления).
В связи с этим в России насчитывается большое количество производителей строительного кирпича (около 700). Это могут быть как специализированные предприятия по выпуску стройматериалов, так и заводы металлургического, машиностроительного и химического комплексов, а также предприятия добывающих отраслей промышленности и отрасли по производству минеральных удобрений.
Вследствие региональности рынка ни один из крупных производителей не занимает более 2% в общероссийском объеме выпуска данного строительного материала. Ведущие компании-производители строительного кирпича по федеральным округам представлены в таблице 1.
Таблица 1. Крупнейшие производители строительного кирпича по федеральным округам в 2008 году
Согласно оценке Research. Techart, около 70% от общего объема потребления кирпича в России используется для строительства жилых домов. Кроме того, значительное количество материала идет на строительство коммерческой недвижимости (около 15%). Небольшие доли рынка приходятся на строительство объектов социальной сферы и промышленных зданий.
Анализируя структуру потребления строительного кирпича в зависимости от его вида, можно отметить, что, по данным Researh. Techart, более 50% в ней занимает керамический кирпич, и его доля увеличивается с каждым годом. Противоположная тенденция характерна для «других видов» кирпича. С 2007 года наблюдается снижение доли силикатного кирпича в общем объеме потребления.
Что касается дальнейшего развития российского рынка строительного кирпича, по прогнозу Research. Techart, в 2010 году, вследствие развития кризиса строительной отрасли и снижения объемов многоэтажного жилищного строительства, ожидается сокращение потребления данного материала еще на 10%.
С 2011 года на рынке, предположительно, будет наблюдаться некоторое оживление, в связи с чем темпы роста его объема будут положительными. При этом наибольший прирост потребления кирпича (около 6%) придется на 2013 год как время максимальной активизации строительства в посткризисный период.
В долгосрочной перспективе, по оценке Research. Techart, темпы роста потребления строительного кирпича не будут превышать 4-5%, что связано с постепенным замещением данного материала более инновационными товарами-заменителями, особенно в малоэтажном строительстве (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Прогноз динамики рынка строительного кирпича в России в 2010-2015 годах