Интерьеры в стиле рококо. — Как сделать самому?
Интерьеры в стиле рококо – словно кокетливые женщины: украшены декором из камней в виде ракушек и буйной растительности, с акцентами золота, изредка серебра. Женственный и ассиметричный, романтичный и утонченный, изящный и элегантный рококо стал завершающей фазой пышного и чрезмерного барокко. Это было закономерным этапом в развитии истории стилей после длительного господствования мужественного и симметричного тяжеловесного барокко.
Стиль рококо зародился во Франции в 30-х годах ХVIII столетия и распространился по Европе. Италия, Германия, Австрия, Англия, европейская часть России также стали жертвами страсти по рококо. Именно Франция максимально повлияла на развитие рококо и внесла самые яркие стилеобразующие элементы, присущие этому историческому направлению. Бурный подъем французской экономики при правлении короля Людовика XV, нравы и обычаи, а также мировоззрение французской аристократии того времени и французское слово «rocaille» (украшение из раковин или драгоценных камней) остались в истории мирового искусства как стиль рококо.
При относительной строгости внешнего облика здания в стиле барокко интерьер рококо отличался особой пышностью изяществом и уютом.
Помещения в нежных, пастельных тонах, изящно декоративные, отличались пространственной свободой и были проникнуты духом комфорта и вниманием к личному удобству. Колористика стиля – белое в сочетании с голубым, с серо-голубым, нежно-зеленым, розово-жемчужным, оливковым, желтовато-золотистым – обогащалась тонированным или матовым золотом, иногда серебром. Во время господствования рококо появились новые типы помещений: будуары, интимные кабинеты. Планировка и геометрия помещений, так же как и декор, вырываются на свободу из-под влияния канонов.
В рококо-интерьерах преобладает свободная планировка, т. е. комнаты располагались не анфиладой. Геометрия комнат смягчалась, и все чаще появлялись овальные или с закругленными углами комнаты, где линии падуг (падуга – криволинейная поверхность над карнизом в комнатах и залах, служащая переходом от стены к поверхности потолка, плафона) усиливали состояние интимности и создавали ощущение защищенности от внешнего мира, словно в морской ракушке.
В интерьерах рококо ордер практически не использовался. Внутренние помещения изобиловали сложнейшими лепными и резными узорами с завитками и позолотой, раковинами, масками амуров, буйно стелющимися по стенам и потолкам цветочными гирляндами, живописными и скульптурными панно в замысловато изгибающихся обрамлениях с зеркалами причудливых очертаний. Рельеф декоров рококо неглубокий, он не привязан к рапорту и вызывает чувство зыбкости, впечатление – что перед нами живое растение, способное в любой момент изменить траекторию своего движения на пути к солнцу. Огромное количество зеркал и больших окон создавало легкость и воздушность, наполняло светом комнаты, усложняло и деформировало структуру помещения и тем самым создавало атмосферу карнавальной сказочности и эйфории.
Эмоциональное состояние усиливалось предметами интерьера, завезенными из Китая. Популярным был в те времена стиль chinoiserie (шинуазри), и повальное увлечение «китайщиной» вносило в интерьер восточное влияние. Владельцы дворцов и роскошных особняков считали своим долгом иметь в доме «китайский зал», устроить галерею китайского фарфора в обстановке китайской мебели. Европейский фарфор был тогда на стадии зарождения и не имел такой популярности, как китайский. Изящный фарфор китайских мастеров отлично вписывался в рококо-интерьер, так как обладал изысканностью и утонченностью. Еще одна новинка того времени, привезенная из Китая, – бумажные обои – были так же популярны для оклейки стен в те времена, как и в наши дни.
В ХVIII веке во Франции в связи с активным ростом производства и акцентирования на реальных потребностях человека мебель также проходит свою эволюцию в сторону удобства и разнообразия, уменьшения размеров, появления динамики и изгибов, формы утрачивают величественность и монументальность.
При изготовлении мебели, а также при декорировании убранства дворцов и особняков активно применяли самые дорогие и материалы: экзотические породы деревьев, мрамор, бронзу, золото, гобелен, шелк.
В особняках французских и итальянских аристократов, где господствовал культ роскоши и богатства, дверные проемы, полы, колонны, алтари и порталы каминов делались из золотисто-желтого каррарского мрамора или яркого кальцита разнообразных оттенков. В России использовались серый сердобольский гранит, яшма, цветной искусственный или натуральный мрамор. Различные сорта мрамора мастерски сочетались и изобиловали позолотой, резьбой и украшениями. Полы преимущественно были паркетные (из-за климатических особенностей и доступности материала).
Портал камина, один из главных декоративных элементов интерьера, обычно мраморный или отделанный стукко (итал. stucco, франц. stuc, нем. stuck – искусственный мрамор из полированного гипса с добавками), был гармонично вписан в общую пластику декора оформления стен. Каминная полка была достойным местом для экспозиции утилитарных предметов – канделябров, настольных часов, подсвечников и ваз.
Франция также была лидером по производству изделий из золоченой бронзы и основным поставщиком двора. Люстры, бра, настенные и настольные часы, канделябры, каминные таганы, а также орнаментальные накладки для мебели в виде причудливых завитков являлись прекрасным дополнением для создания рококо-интерьера и были востребованы во многих странах.
В начале ХVIII века постепенно прекращается строительство крупных дворцовых сооружений, и внимание архитекторов привлекает строительство городских и загородных домов особнякового типа. Частные заказчики с их потребностями хорошо и комфортно жить ставят перед архитекторами новые задачи. Фокус внимания перемещается на интерьер, и, как следствие, рождается стремление к достижению гармонии и стилистическому единству всех компонентов интерьера: декора стен и потолков, форм мебели и аксессуаров, расцветок драпировочных и обивочных тканей и пр.
Для мастеров, работавших в стиле рококо, заметна виртуозная легкость и утонченность исполнения, гармонично найденный баланс между изысканностью и простотой, формой и масштабом образа.
Примеры архитектуры рококо:
Овальный зал отеля «Субиз» в Париже, арх. Ж. Боффран
Ансамбль трех площадей в г. Нанси, арх. Э. Эре де Корни (Франция)
Паломническая церковь в Фирценхайлингене, арх. И. Б. Нейман (Германия)
Итак, мы рассмотрели основные принципы организации пространства, элементы и аксессуары, сопутствующие стилю рококо в ХVIII веке.
Если вы тоскуете по царственной роскоши, интриге и легкости в наши дни, считаете уютным и комфортным по меркам современного человека изобилие лепных декоров и зеркал, вы имеете такую возможность и вправе рассчитывать на великолепный результат, так как для создания интерьера в стилизации рококо на рынке товаров есть все необходимые элементы и современные аналоги для покрытий пола, декорирования потолка и стен.
Новые технологии позволяют без трудоемких процессов и без особого риска прийти к нужному результату в создании гармонии для вашего помещения.
Большим подспорьем на пути к легкости и изяществу будет пеноуретановая лепнина, т. е. декоративные элементы, выполненные из облегченного пеноуретана. Для современного рококо вам понадобятся карнизы, молдинги, обрамление дверных проемов, плинтусы и окантовка ступеней, орнаменты, консоли, полки, чаши, обрамления для зеркал, порталы для каминов, пилястры, пьедесталы, декоративные панно.
При необходимости на этих элементах можно выполнить окраску и золочение сусальным золотом или серебрение сусальным серебром, лучше эту работу предоставить профессионалу, так как необходим навык в работе с тонкими листами серебра и золота. Как альтернативу можно использовать специальные краски, пасты, порошки, имитирующие различные оттенки золота и серебра. Они есть в ассортименте фирм, производящих краски.
Для создания рококо интерьера и понимании логики стиля можно прибегнуть к ассоциации и сравнить исторические интерьеры с живыми деревьями разных пород, которые имеют одну визуальную основу, с небольшими различиями – это ствол; и совершенно различную по форме и пластике крону. Так и интерьеры — имеют в нижней части стен практически единую разбивку и чем выше к потолку, тем рачительнее отличия одного интерьера от другого.
Разбивка стены (снизу вверх) – плинтус; декор (это может быть молдинг с угловыми элементами); при необходимости бортик цоколя; панель или декоративная вставка – обрамленная тонким и изящным орнаментом или молдинг с угловыми элементами, при желании заполненный зеркалом, декоративным или живописным панно. Исторически для этих целей использовались шпалеры «алентуры», имеющие обрамления имитирующие золоченую раму. Вокруг этого центрального сюжета при желании можно разместить декоративные элементы с масками, гирляндами цветов, связками трофеев, резвящимися амурами и чудесными птицами. Переход от стены к потолку – падуги можно заполнить живописными вставками и обрамить орнаментальным узором, так же как и сам потолок, плафон или купол.
Времена не вернуть, как и не вернуть харизму, присущую тому времени. Но Вы в состоянии ощутить те эмоции, которые испытывали люди, заявляя миру о своей исключительности созданием интерьера в стиле рококо.
Автор статьи и руководитель “ELEN STUDIO” Строганова Елена.
Предоставлено Студия авторского интерьера ELEN STUDIO