Между тауном и хаусом. — Как сделать самому?
Таунхаус — это не только совершенно особое явление на рынке недвижимости: почти отдельный дом в городской черте или ближайшем пригороде. Это еще и определенные ограничения для дизайнера — проектирование интерьера в пространстве, ориентированном по вертикали, где большую часть занимает лестница, создает как преимущества, так и определенные сложности.
Движение в пространстве
Таунхаус, над интерьером которого работал дизайнер Андрей Кузнецов, изначально был непростым объектом. Его площадь (250 кв. м) была разделена на три этажа, около 65 кв. м каждый. Из них значительную часть «съедала» лестница, а на первом этаже еще и гараж. Поэтому главной задачей дизайнера стало определение функционального назначения каждого этажа. «Жилье должно быть прежде всего максимально удобным для повседневной жизни хозяев. Самый красивый с точки зрения эстетики интерьер будет ущербным, если жителям придется постоянно ходить вверх-вниз по лестнице или гардеробная и санузел окажутся вдали от спальни», — считает Андрей Кузнецов. Получившаяся планировка позволила выявить все плюсы дома. Пространство квартиры разворачивается сразу в нескольких плоскостях: традиционно горизонтальной и вертикальной — по оси лестницы. Не менее важна психологическая плоскость — в создании интерьера обозначился своеобразный круг доверия, в центр которого попадают только избранные. С каждым этажом пространство становится все более интимным: холл одновременно с транзитной функцией служит небольшой приемной для коротких, пятиминутных встреч, например, с соседями или малознакомыми людьми. В жилую зону на второй этаж доступ имеют приглашенные гости дома, а на третий — в спальные покои — только хозяева и самые близкие люди. Кроме того, пространство разделили по времени суток. Третий этаж предназначен в основном для ночного отдыха. Утро, день и вечер проходят на втором этаже, в совмещенной зоне гостиной-столовой-кухни — именно там хозяева проводят большую часть времени, без постоянных перемещений по лестнице. Самый нижний уровень — буферная зона, где можно с комфортом одеться для выхода на улицу и встретить гостей.
Вслед за зонированием площади второй ключевой позицией стал отказ от мелкой нарезки комнат. Все пространство, за исключением спален, санузлов и хозяйственных помещений, представляет собой единый объем. Таким образом удалось максимально эффектно использовать ограниченные квадратные метры: дом кажется просторным и наполненным воздухом.
Параллельные линии
В отличие от горизонтального пространства, разноуровневый объем невозможно воспринять сразу, целое неизбежно разбивается на части, которые соединены лишь лестницей. Интерьер раскрывается постепенно, а каждый этаж представляет собой одновременно законченное творение и фрагмент более масштабного объекта. Чтобы картина была цельной, дизайнеры используют приемы, объединяющие пространства разных этажей. В данном случае параллели появились и в декоративной отделке, и в повторяющихся архитектурных формах.
Ось интерьера — лестница связывает все этажи таунхауса. Отделанная вишней, она стала символом жилого пространства, куда ступенька за ступенькой поднимается посетитель дома. Теплый природный материал с приятной текстурой, близкий, как все натуральное, человеку, послужил основой для декоративного решения парадной зоны второго этажа и спальни. Он обрамляет панели, оклеенные текстильными обоями, украшает арочный портал в кухне и нишу в спальне. Даже двери в доме двухцветные — со стороны лестницы их отделали шпоном вишни, а со стороны комнат — тем деревом, которое больше соответствовало обстановке помещений. Для украшения пилястр и других элементов наряду с вишней использовали также вставки из карельской березы — дерева более светлого оттенка, с неповторимым рисунком.
Пространство каждого этажа изобилует архитектурными формами, которые в различных вариациях появляются на витках лестничной «спирали». На первом этаже — колонны и многоуровневый потолок с лепниной, в жилых помещениях — арки и кессоны. Сложная отделка потолка играет не только эстетическую роль — создание разных уровней и обильная подсветка помогают зрительно увеличить высоту помещений, а расположение кессонов и ниш немаловажно при зонировании пространства. Наконец, полукруглые или же, наоборот, прямые линии потолка перекликаются с изгибами арок и очертаниями мебели.
И конечно, главное, что объединяет все три уровня таунхауса, — это настроение: парадное, приподнятое, праздничное. Дух дома создают и классическая стилистика, и обилие света, и нарядный текстиль с затейливой отделкой. Ткани сообщают жилым комнатам ощущение тепла и уюта, они активно участвуют в убранстве: шторы, покрывала, обивка мебели, текстильные обои и даже плитка под текстиль в ванной комнате подобраны с тщанием и любовью.
Классика и современность
Праздничное настроение передается гостям уже на входе в дом. При первом взгляде на холл сразу вспоминается знаменитое изречение: «Театр начинается с вешалки». Это едва ли не самое парадное в доме помещение, несмотря на компактность. Вместо обычной прихожей жилые комнаты предваряет настоящая приемная с удобными и вместительными шкафами, где можно красиво и несуетливо одеться, полюбоваться на себя в зеркало, отдохнуть в ожидании посетителей. Небольшое пространство зрительно расширяет светлая отделка стен венецианской штукатуркой, зеркала, блестящий потолок и гладко отполированный керамогранит с имитацией мрамора. Обстановка холла ясно указывает на стилистику всего дома — классическую с примесью современности. Выбор стиля продиктован предпочтением хозяев, но в этом объеме было невозможно соблюсти все классические каноны. К элементам классицизма добавились ренессансные мотивы, а также современные — в оформлении потолков, форме и расположении светильников.
Жилое пространство начинается уже с лестницы. Ее деревянная отделка, разбавленная обойными панно, передает тепло и уют жилого дома, а гравюры, украшающие стены, напоминают о родном Санкт-Петербурге и его историческом прошлом. Словно в продолжение старых традиций парадная зона гостиной-столовой-кухни, занимающая почти весь второй этаж. Интерьер помещения, спокойный и респектабельный, построен на контрасте темного дерева отделки, столовой мебели и светлых тонов паркета, штор и обивки дивана. Огромное количество светильников позволяет использовать «сценарное» освещение, а главную партию в световом хороводе исполняет большая люстра длиной 1,7 м.
Гостиная и столовая представляют собой единый объем, разделенный на зоны с помощью мебели и декоративных прие-
мов. Интерьер гостиной сформирован вокруг телевизора и камина. Кстати, изначально в доме не собирались устанавливать камин, но друзья преподнесли хозяину на день рождения сюрприз — электрическую топку и нарядный каменный портал. Дизайнеру пришлось в срочном порядке вписать дорогой подарок в интерьер комнаты, и камин занял свое почетное место. Центром столовой стал безусловно замечательный столовый гарнитур, а изюминкой — большие напольные часы, возвращающие посетителей к образу старинной, дореволюционной квартиры. «В любом солидном классическом доме должны быть напольные часы», — улыбается Андрей Кузнецов.
Кухонная зона вынесена за пределы общего объема гостиной, но связана с ним оригинальным арочным порталом. По плану, проем между кухней и столовой венчала одна большая арка, но дизайнеру захотелось уйти от банального решения и он придумал трехчастную композицию, напоминающую формой архитектурные приемы итальянского Ренессанса. Как и лестница, портал оформлен деревом вишни со вставками из карельской березы. Обстановка кухни минимальна — ее составляют мебель с техникой и столик для завтрака, встроенный в арку. Потолок, как и в других комнатах, украшен кессонами, но не овальными, а квадратными. А на полу, словно в отражении потолка, уложена мраморная плитка с деревянными вставками — ее выпускает итальянская фабрика, использующая в производстве дощатые полы реконструированных старинных зданий.
Третий этаж — приватный, там сосредоточены спальни и вспомогательные помещения: гардеробные и большая ванная, решенная не как стандартный санузел, а как полноценная комната. В убранстве спален использованы те же декоративные приемы, что и в гостиной, однако тональность комнат более темная, располагающая к покою и сну.
Каждый этаж таунхауса отличается собственным духом, но вместе они словно мозаика, из которой складывается общая картина, — праздничная, светлая и радостная. Получившийся интерьер стал идеальным пространством для жизни, где комфорт шагает в ногу с эстетикой, а прошлое прочно связано с настоящим и будущим.
Андрей Кузнецов окончил кафедру средового дизайна Санкт-Петербургской Художественно-промышленной академии (бывш. ЛВХПУ им. В. И. Мухиной). Предпочитает работать над частными интерьерами домов и квартир. «Для меня важна психологическая составляющая работы: найти контакт с заказчиком, понять его потребности и создать для него комфортную среду обитания», — рассказывает дизайнер.
Интерьер загородного дома — www. zagorod. spb. ru