Российские покупатели стали больше доверять отечественному производителю — Как сделать самому?
Десять-пятнадцать лет назад сфера производства стройматериалов выглядела привлекательно, но достаточно рискованно. В числе аргументов «за» создание новых производственных линий по выпуску продукции для строительства и ремонта можно было назвать начавшийся строительный бум и дефицит качественной российской продукции. В числе аргументов «против» — конкуренцию со стороны зарубежных производителей и не слишком высокий уровень доверия россиян к товарам отечественного производства.
В те времена покупатели (во всяком случае, люди со средним и высоким уровнем дохода) по большей части отдавали предпочтение строительным материалам, произведенным в Европе. Удалось ли российским производителям переломить эту тенденцию?
Made in – важна ли сегодня страна-производитель?
Сегодня, как и несколько лет назад, местонахождение страны изготовителя по-прежнему остается значимым критерием при выборе конструкций и материалов. Однако отношение потребителей к продукции российского производства коренным образом изменилось. По результатам недавно проведенного опроса можно с уверенностью утверждать, что большинство россиян не только доверяют отечественному производителю, но и зачастую отдают ему предпочтение перед изготовителями из стран Европы.
44% респондентов оценили значимость страны производства в 5 баллов по пятибалльной шкале (где 1 было принято за «не важно», а 5 – за «очень важно). 26 и 24% соответственно выбрали оценки «4» и «3». И всего 4% опрашиваемых посчитали этот фактор несущественным.
По результатам выборки можно сделать вывод, что страна изготовления того или иного строительного материала является одним из определяющих критериев почти для половины респондентов. При этом подавляющее большинство потенциальных покупателей (94%) расценивают данный фактор, как важный или значимый.
Цена, надежность и качество
В числе важнейших характеристик строительных материалов опрошенные назвали качество (74%), цену (44%), надежность (12%), экологичность (10%) и долговечность (8%). Замыкают список дизайн и соблюдение технологий производства – по 4%. Как выяснилось, мнение других покупателей для россиян не слишком значимо – на отзывы обращает внимание всего 4% респондентов.
Результат, на который никто не мог рассчитывать десять лет назад – Россия заняла лидирующую позицию в списке стран, продукция которых наиболее полно удовлетворяет всем требованиям отечественного потребителя. Ей отдал свой голос каждый второй опрашиваемый (ровно 50%). Второе место с некоторым отрывом заняла Германия (34%). Остальные европейские страны и Великобритания остались далеко позади (всего 4 и 2% соответственно).
Хочется отметить и возросший уровень доверия по отношению к российским производителям. Сегодня гарантиям отечественных изготовителей стройматериалов доверяет 48%. Почти вровень «идет» Германия – 44%. Достаточно высоко оцениваются гарантии финских предприятий – 6%. Еще 6% поделили между собой остальные страны Европы.
Вместе с тем, нельзя недооценивать инерцию мышления и печальный опыт прошлых лет. Каждый пятый респондент назвал Россию в числе стран, производителям которых не стоит доверять в отношении гарантий на товары. Ну а первое место в этом позорном списке, как и предполагалось, занял Китай – 64% опрошенных считают гарантии китайских изготовителей ненадежными.
Новые российские предприятия – есть ли перспектива?
Все больше зарубежных предприятий стремятся запустить собственные линии в России. Некоторые производители, например, французская фирма Ондулин или итальянская компания Tegola, уже успели обжиться на отечественном рынке. На очереди и другие изготовители кровельных материалов, например, производитель мягкой кровли Ruflex — Ассоциация Диана, которая планирует в июле 2012 года открыть собственный завод в Саратове. Каковы перспективы новых российских производств, работающих по западным технологиям?
Исходя из результатов опроса, можно предположить, что россиянам представляется более важным не период времени, в течение которого производитель выпускает свою продукцию на территории России, а использование актуальных технологий, наличие современного импортного оборудования и соблюдение принятых в Европе технологических норм.
Если новый завод производит стройматериалы в соответствии со всеми перечисленными критериями, 58% готовы оценить качество такой продукции в интервале от 8 до 10 баллов по десятибалльной шкале. При этом 36% респондентов заранее ставит изделиям «высшую оценку» — 10 баллов.
Впрочем, до абсолютного доверия еще далеко. Не считая 8% потребителей, которые затруднились с ответом, 34% опрашиваемых выбрали оценки в диапазоне от 1 до 7. На вопрос, почему, около трети потенциальных покупателей ответили либо «для оценки качества нужно видеть готовый материал» либо «необходимо знать, на каком оборудовании производится продукция». То есть, эти категории респондентов готовы приобрести такую продукцию после осмотра и изучения дополнительной информации.
Не стоит забывать и о уже упомянутой ранее инерции мышления. Чуть более 43% людей, готовых оценить новый товар в 7 или менее баллов, аргументировали свою позицию тем, что «в России многое производят плохо» либо сослались на традиционное российское разгильдяйство.
В целом, при всех «минусах» картина вырисовывается достаточно оптимистичная. За прошедшие годы российским изготовителям удалось не только компенсировать отставание, но и вырваться вперед. Судя по результатам опроса, сегодня открытие новых производственных линий и развитие уже существующих предприятий в России представляется более перспективным в сравнении с завозом аналогичной продукции из-за рубежа.
Предоставлено Online Opinion