Воздуховоды. Монтируйте без головной боли. Монтаж воздуховодов — Как сделать самому?
Последние несколько лет российский рынок вентиляционного оборудованияи систем центрального кондиционирования развивается очень быстрымитемпами. Учитывая начавшийся в стране строительный бум, это не удивительно. Как грибы после дождя, появляются новые современные здания, в массовомпорядке реконструируются гостиницы, офисные комплексы, производственныепомещения.
Все это привело к резкому увеличению спроса на воздуховоды всехтипов. По некоторым оценкам ежегодно стране требуется более 3 млн. м2. Львиную долю от этого объема составляют металлические воздуховодыпрямоугольного сечения. Почему? Все просто. В большинстве случаевприходится размещать вентиляционные каналы в ограниченном пространстве, например, над подвесными потолками. В этом случае, при одинаковойвысоте круглого и прямоугольного воздуховода, сечение последнегоможет быть в пять раз больше. А при одинаковом сечении высота круглоговоздуховода больше всегда. При соотношении высоты и ширины прямоугольноговоздуховода разница составляет 2,26 раза, что хорошо видно на рисунке1.
Рисунок 1. При одинаковой высоте, сечение прямоугольного воздуховода может превышать сечение круглого в 5,1 раза. При одинаковом сечении высота круглого воздуховода больше в 2,26 раза
Использование прямоугольных воздуховодов позволяет обойтись подвесными потолками меньшей высоты. Возьмем конкретный пример.
Для того чтобы обеспечить трехкратный воздухообмен в 120 метровомпомещении с высотой потолка 2,7 метра, необходим круглый воздуховодвысотой 35 см. В тоже время минимальная высота прямоугольного воздуховодав данном случае ограничена только размерами соединительных уголкови равна 16 см. Очевидно, что в подобной ситуации вариант с воздуховодамикруглого сечения просто неприемлем, так как оставляет слишком маложизненного пространства.
Еще один более чем весомый аргумент в пользу прямоугольных вентиляционныхканалов — это стоимость оборудования, необходимого для их производства. Чтобы наладить выпуск круглых витых воздуховодов необходимо инвестироватьпорядка 250,000-300,000 долларов, в то время, как комплект современногооборудования для производства прямоугольных воздуховодов обойдетсямаксимум в 50,000 долларов, хотя во многих случаях удается обойтисьи более скромной суммой. Позволить себе инвестиции в сотни тысячдолларов может далеко не каждая фирма, поэтому предпочтение зачастуюотдается более доступному оборудованию. Все это наглядно объясняет, почему более 60-65% рынка приходится именно на прямоугольные воздуховоды.
На сегодняшний день существует три основных способа соединениявоздуховодов и фасонных изделий: реечный, фланцевый и, наконец, наиболее популярный — с помощью шины и уголка.
Реечное соединение имеет массу недостатков, главный из которых — низкая герметичность воздуховода. При таком способе соединениядо 30% подаваемого в вентиляционный канал воздуха уходит через стыкимежду воздуховодами. Другими словами реальная производительностьвентилятора должна быть в 1,5 раза выше расчетной. Кроме того, внаших климатических условиях, в холодное время года при подаче свежеговоздуха с улицы в местах утечек может происходить конденсация влагисо всеми вытекающими последствиями.
Фланцевый способ соединения воздуховодов, который доминировалво времена СССР, распространен достаточно широко, но неуклонно теряетсвои позиции. Причина достаточно проста. Для соединения воздуховодовиспользуются фланцы 6 различных типоразмеров, для рубки которыхнеобходим пресс с соответствующим набором штампов. Еще один штампнеобходим для изготовления соединительных отверстий. Кроме того, нужен сварочный участок. Организовать подобный процесс можно тольков условиях крупного предприятия, поскольку стоимость гидравлическогопресса и штампов достаточно велика и окупается только при оченьсолидных объемах производства. Сюда необходимо добавить постоянныеэксплуатационные затраты на обслуживание дорогостоящего оборудования. Другой минус — отсутствие гибкости. Если заказчик изменил конфигурациювоздуховодов, заранее нарубленные фланцы обычно идут на переплавку.
Все эти причины привели к тому, что в последние годы все большуюпопулярность приобрел способ соединения воздуховодов с помощью шиныи уголка, изобретенный немецкой фирмой
На сегодняшний день в столице существует несколько отечественныхпроизводителей шины и уголка и большое количество поставщиков импортнойпродукции. При внешней похожести она может существенно отличатьсясвоей конфигурацией (фото 1, разные виды шин). От этого во многомбудет зависеть как удобство применения, так и качество соединенияэлементов вентиляционной системы.
Фото 1. Слева профиль без четкой границы между участками изгибов, обеспечивающих защемление воздуховода
Так каким требованиям должна отвечать шина? Прежде всего — достаточнаяжесткость. По стандарту толщина стального листа, из которого изготовленпрофиль, должна быть не менее 0,7 мм, хотя практика показывает, что лучше брать с небольшим запасом — 0,8 мм; для шины с планкой20 мм и 1 мм для больших размеров. Немецкая продукция зачастую неотвечает этим требованиям, вписываясь, однако, в немецкий стандарт0,7+10%. Однако при больших размерах воздуховодов шина, изготовленнаяиз стали 0,63 мм, ведет себя не лучшим образом и в ряде случаевтеряет жесткость. Не лучше и другая крайность, когда для тонкостенноговоздуховода небольших размеров берут шину из миллиметрового листа.
Еще более принципиальным является соблюдение четкой геометриипрофиля. Особенно важно наличие четкой границы участка, которыйиспользуется для соединения шины с воздуховодом. Если ее нет, ипри пуклевке инструмент попадает на наклонную плоскость, это приводитк поломке комплекта пуансонов, стоимостью 150-180 долларов. Представленныйна фото новый отечественный профиль, полностью исключает подобнуювозможность.
Еще одна важная особенность новой отечественной шины состоит втом что она, совместима со всеми имеющимися на рынке уголками, какотечественного, так и импортного производства.
Впрочем, работать с зарубежными производителями становится всеменее интересно. Повышение курса Euro по отношению к USD уже привелок существенному удорожанию всей европейской продукции. К тому жепри работе с импортом периодически возникает нехватка шины или уголка, оперативно восполнить которую зачастую не получается. Если же производствонаходится в России, вся номенклатура постоянно имеется на складе.
Важно отметить, что при всех перечисленных преимуществах новаяотечественная шина вполне конкурентоспособна как с сопоставимымипо качеству импортными образцами, так и с российской продукцией.
Материал подготовлен рекламным отделом компании <СИЕСТА Плюс>
Предоставлено журналом Мир климата