Кино в интерьере. — Как сделать самому?
«Жизнь, как в кино» – часто говорим мы, подразумевая некий идеал, достичь которого хотели бы сами. И это не случайно. Ведь в фильмах мы подчас видим квинтэссенцию собственных помыслов и устремлений. Если и не к действиям (так как понимаем, что поведение киногероев зачастую аллегорично), то к созданию вокруг себя обстановки, в которой они живут на экране. Именно поэтому киноинтерьеры всегда были объектом особого внимания зрителей.
«Очень многое из того, что люди хотят реализовать в отделке и обстановке своего дома, они черпают именно из фильмов, – считает Анна Новикова, архитектор и дизайнер интерьеров. – Например, несколько лет назад одна из моих заказчиц, намереваясь обустроить свою новую квартиру в традиционном английском стиле, ориентировалась на интерьеры из детективного сериала «Пуаро Агаты Кристи».
По мнению специалиста, подобная практика не только объяснима, но и вполне оправданна. Во-первых, клиент может таким образом наиболее полно определить и сформулировать свои пожелания, что в другой ситуации может быть довольно сложно для человека без специальной подготовки. Это позволяет сэкономить массу времени на подготовку промежуточных проектов и эскизов.
Во-вторых, съёмки качественного кино обычно предваряет серьёзная подготовительная работа, включающая изучение исторических материалов, а также анализ стиля, моды, уклада жизни, присущих соответствующей эпохе, географическому региону и сословной прослойке. Поэтому часто именно из фильмов мы можем наиболее полно составить для себя представление об особенностях интересующих нас тенденций в архитектуре и оформлении интерьеров.
Но что же предпочитают наши современники, какие сюжеты и интерьеры в большей степени привлекают их внимание? «Здесь прослеживается определённая закономерность. Можно заметить, как по мере появления новых фильмов становятся популярны те или иные тенденции в дизайне интерьеров, – говорит Анна Новикова. – Так, через некоторое время после выхода на российские экраны популярного сериала «Санта-Барбара» в моду вошла эклектика, во многом характерная для этого курортного города».
Однако не менее популярны в нашей стране были и остаются интерьеры из исторических фильмов: например, роскошные покои в стиле елизаветинского барокко из картины «Гардемарины, вперёд!». Особого упоминания заслуживают интерьеры, в которых снимался фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра», ставший для российского зрителя поистине кинопроизведением на все времена, востребованным любым поколением.
Дело в том, что снималось оно в разных местах. «Сцены в Париже, королевская резиденция, скачки снимались во Львове, а павильоны-интерьеры и дворцы – в Одессе и под Одессой», – вспоминает актёр Лев Дуров, исполнивший роль капитана де Тревиля . Поэтому убранство помещений, которое можно увидеть на экране, принадлежит к различным эпохам и стилям. Наиболее интересными в этом отношении многие считают сцены в покоях кардинала де Ришелье. На их роль был выбран выполненный в стиле позднего барокко парадный вестибюль львовского Дома учёных (бывшее Дворянское казино).
Для того чтобы создать атмосферу дворцовых покоев или кабинета и при этом сохранить современную функциональную планировку, следует отдать предпочтение классицизму или ампиру, который господствует в интерьерных сценах фильмов «Гордость и предубеждение» или «Ярмарка тщеславия».
«Соответствующие классическим стилям решения сегодня можно найти в коллекциях многих производителей отделочных материалов и элементов интерьера», – рассказывает Анна Митина, ведущий специалист компании «Лендор», одного из крупнейших поставщиков итальянских дверей на российский рынок. – Например, двери из коллекции Regina, выполненные в строгом классическом стиле с некоторыми элементами отделки в стиле барокко, станут универсальным решением для самого изысканного интерьера».
Нельзя обойти вниманием и ещё одну значимую «кинотенденцию», которой мы обязаны популярностью в России (и не только) французского кино.
«Сегодня в дизайне интерьеров уверенно набирает популярность стиль Provence, называемый также иногда «французским кантри», – говорит Анна Новикова. – Его особенностью является сочетание достаточно простых решений а-ля загородный дом с антикварной или выполненной «под старину» мебелью. Это придаёт обстановке легкость, если хотите – некий позитивизм, характерный для загородной жизни». Однако, по словам специалиста, в последние годы в дизайне интерьеров все больше заметно влияние футуристических сюжетов из фантастических фильмов, повествующих о нашем обозримом или достаточно далёком будущем.
Один из характерных примеров – выполненные в ставшем уже классикой стиле эко-футуризм интерьеры к картине Люка Бессона «Пятый элемент». Здесь наблюдаются абсолютно новаторские решения в сочетании с элементами различных классических стилей из прошлых эпох. А в вышедшем не так давно на экраны фильме «Начало» можно заметить интересное сочетание стиля hi-tech с историзмом. Привлекательны подобные интерьеры не только своим весьма неординарным обликом, но также и тем, что позволяют находить необыкновенно эргономичные решения. Например, возможно, именно благодаря кино в моду всё больше входят скрытые и легко трансформируемые дверные конструкции.
«Раздвижные или складные двери могут быть выполнены из самых разных материалов, начиная от массива ценных пород дерева с классической отделкой и заканчивая стеклом и металлом, – говорит Анна Митина (компания «Лендор»). – Это позволяет не только создавать футуристические интерьеры или интерьеры в стиле hi-tech, необыкновенно востребованные сегодня в связи с ростом популярности домов и квартир, построенных в идеологии loft, но также добавлять современные элементы и решения в дизайн классических интерьеров. В качестве примера можно привести двери Slim фабрики FOA».
Например, нечто подобное мы наблюдаем практически во всех последних частях «бондианы». Кстати, интерьеры последней ленты из этой серии – «Квант милосердия» – признаны не просто интересными, но даже концептуальными. В особенности отделка отеля Perla de las dunas, в котором разворачиваются финальные сцены (на самом деле это обсерватория Европейской организации астрономических исследований в южном полушарии).
В заключение нужно заметить, что использование киноинтерьеров как прообраза для выполнения реальных заказов становится всё более популярным подходом к проектированию отделки помещений. Ведь очень часто просмотр отрывка из кинофильма может дать заказчику более полное, законченное представление о предлагаемом специалистом проекте, нежели эскизы и даже трёхмерные модели.
Сегодня некоторые компании даже предлагают своим клиентам специальную услугу, предполагающую оформление дома по мотивам любимых фильмов. Например, летом 2010 года подобную акцию («Дом, как в кино»), приуроченную к Дню российского кино, проводила московская компания «ИнЭкоСтрой».
С тех пор как в 1895 году братья Люмьер изобрели кинематограф, он стал неотъемлемой частью нашей жизни. В жизни мы часто берём пример с любимых киногероев и даже при обустройстве своего жилища ориентируемся на лучшие киноинтерьеры. А важнейшее из искусств не перестаёт удивлять нас новыми находками. Итак, что же будет модно завтра? Об этом мы узнаем из кино.
Ксения Муравьёва
Статья предоставлена direct-mail журналом «Домовладелец VIP»