Строительство «с акцентом» — Как сделать самому?
Любая стройплощадка сегодня работает по принципу «все флаги в гости будут к нам». При этом для профессионалов есть страны-«законодатели мод», которые считаются неоспоримыми лидерами в изготовлении тех или иных материалов, оборудования или техники. Входит в этот неформальный клуб и Россия. Мы выбрали несколько примеров, показывающих, почему у современной строительной индустрии есть национальный «акцент»…
И русскому, и немцу
Можно с уверенностью утверждать, что основная часть современного строительства – это бетонные работы. Соответственно, для их проведения необходима опалубка, обычно – разборная. Исторически, законодателями мод в этой сфере были немцы. Ведь именно в Германии, как считается, и была изобретена разборная опалубка после Второй Мировой войны.
В сущности, произошло это не от хорошей жизни. После поражения Германии ее города лежали в руинах. При восстановлении рачительные немцы старались максимально использовать то, что осталось от разрушенных строений – битый кирпич, мелкий щебень, доски, арматуру. Новых материалов катастрофически не хватало. И тогда мастера-строители в г. Ульме, где после бомбежек 80% зданий были разрушены, стали применять для бетонных работ разборную опалубку, экономя тем самым дефицитную древесину.
Из Германии технология распространилась сначала в Австрию, а потом и по всей Европе и миру. Но именно Германия сохранила за собой первенство в производстве высокотехнологичных опалубочных систем. Можно без преувеличения сказать, что с их помощью возводятся все самые уникальные сооружения мира.
Например, с помощью опалубки PERI (одной из ведущих компаний мира в этой сфере) строится небоскреб Башня «Эволюция» (Evolution Tower) в столичном деловом центре «Москва-Сити». Уникальность проекта в том, что башня представляет собой 250-метровую спираль. Обычно в таких проектах «завинчивание» достигается путём поворота плиты перекрытия от этажа к этажу, а несущие конструкции соосны, однако в «Эволюции» 4 несущие угловые колонны также спиральны. Чтобы их сформировать, впервые в мире инженерами компании была разработана уникальная самоподъёмная система ACS для угловой завинчивающейся колонны, которая объединяет ветрозащиту, рабочие платформы и опалубку.
Интересно, что во многих опалубочных системах PERI используется российская ламинированная березовая фанера, которую также можно смело назвать национальной строительной гордостью. И неспроста: выпуск этого технологически сложного материала в нашей стране насчитывает уже 150 лет. Да и прорыв на мировые рынки был сделан около 100 лет назад, когда питерский инженер Владимир Леонидович Хорват решил, выйдя в отставку с государственной службы, организовать производство фанеры из местной карельской древесины. Да такое, что не уступало бы лучшим европейским образцам. «Усть-Ижорский деревообделочный завод», который начал работу в 1910 году, был оснащен по последнему слову техники импортным оборудованием, более того, условия работы также соответствовали мировым. Надо сказать, что средняя выработка фабрики Хорвата в то время составляла 80 м3 фанеры в год, что считалось едва ли не рекордом. Для сравнения – сегодня Усть-Ижорский фанерный комбинат, с 1997 г. входящий в группу «СВЕЗА», справляется с таким объемом выпуска всего за одну смену! Качество и стабильность поставок высоко ценились европейскими контрагентами, поэтому недостатка в заказах российские производители не знали.
В наши дни только группа «СВЕЗА», мировой лидер в производстве березовой фанеры, изготавливает около 920 000 м3 продукции в год и поставляет ее в 70 стран мира, в том числе в Европу, США, Северную Африку, Азию. На сегодняшний день это является одним из немногих примеров международного успеха высокотехнологичной отечественной продукции.
Скандинавские легенды
Очевидно, что без инженерных сетей и соответствующего оборудования в наши дни не обойдется ни одно здание. И в этой области есть страна, которая у любого строителя прочно ассоциируется с оборудованием для тепло — и водоснабжения. Это Дания.
В 1932 году инженер Мадс Клаузен (Mads Clausen) изготовил свой первый дроссельный вентиль для холодильных систем и назвал его Danfoss: «Dan», потому что он был сделан в Дании, и «foss», просто потому что звучание слова напоминало звук работающего устройства. Через год М. Клаузен основал собственную фирму, дела в которой поначалу шли не очень успешно: в первый год было продано всего 466 клапанов. Зато сейчас Danfoss – это компания с многомиллиардными оборотами, представительствами по всему миру, в том числе и в России, и штатом более чем 20.000 человек. Но дело даже не в этом – мало ли в мире суперкорпораций. Отличие датчан в том, что инновации позволили их стране стать самой энергоэффективной в Европе и, возможно, в мире.
Автоматические теплопункты, позволяющие регулировать потребление зданием тепла в зависимости от изменения погодных условий, термостаты на батареях, автоматически поддерживающие предварительно заданную температуру, пока вы не поменяете настройку, «умная» запорная арматура – перечислять можно долго. Впечатляет не ассортимент, а уровень эффективности, которого техника позволяет добиться. Достаточно сказать, что «умные» устройства способны сэкономить от 15 до 70% потребляемой энергии!
Концерн GRUNDFOS, ведущий мировой производитель насосного оборудования, также возник на одном из островков, которыми богата эта скандинавская страна. Более 60 лет назад местный кузнец, талантливый инженер-самоучка Пол Ду Йенсен (Poul Due Jensen) начал собирать насосы от безысходности: после войны любая техника была в страшном дефиците, а фермеры очень нуждались в надежных и неприхотливых устройствах для подъема и откачки воды. И Пол сумел удовлетворить спрос. Первые насосы не отличались изяществом и компактностью (крестьяне прозвали их «поросятами»), однако, слыли «неубиваемыми» и стоили не слишком дорого.
Сегодня GRUNDFOS представлен 85 подразделениями более чем в 45 странах мира, включая Россию. Общий объем производства концерна превышает 16 млн. насосов в год, что позволяет компании обеспечивать около 50% потребностей планеты.
Америка vs Япония
Любая стройка начинается с котлована под фундамент. Однако чтобы его вырыть, нужна специальная техника. Фактически, последние полвека здесь лидируют 2 державы – США и Япония. Названия Caterpillar и Komatsu для каждого, кто связан со строительством, говорят сами за себя. И каждая из этих фирм действительно олицетворяет свою страну.
Американская компания – квинтэссенция мифов об Америке и американцах. Два ранее незнакомых между собой инженера-янки в 1890 году одновременно решили, что будущее строительной и сельскохозяйственной техники за гусеничными тракторами. Это подтвердилось: уже первые покупатели-фермеры убедились, что новый трактор снижает стоимость сельхозработ на 1/3. Техника оказалась настолько эффективной, что даже окруженная фактической торговой блокадой Советская Россия стала активно завозить тракторы из США. «Железный конь пришел на смену крестьянской лошадке», ознаменовав не только коллективизацию, но и индустриальный прорыв – на основе американских тракторов был разработан первый советский «Сталинец», с успехом выпускавшийся несколько десятилетий на Челябинском тракторном заводе.
С тех пор ассортимент американской компании существенно вырос. Фирменный значок «Cat» красуется на экскаваторах, бульдозерах, тоннелепроходческих щитах и даже на обуви. Впрочем, с недавнего времени американцы «обрусели» – с 2005 года в г. Тосно (Ленинградская область) работает завод Caterpillar, производящий комплектующие для крупногабаритной строительной техники.
Столь же характерна история и Komatsu. В 1921 году от почтенной семейной компании, специализирующейся на горной технике, «отпочковалась» маленькая строительная мастерская. Уже через 10 лет она стала лидировать на местном рынке, а после войны, как живой пример «японского чуда», совершила прорыв на территорию бывших врагов – в США. В СССР строительная техника Страны восходящего солнца появилась в 1969 году, причем некоторые ее образцы работают до сих пор. И снова можно говорить об «обрусении» иностранной компании: с 2010 года на заводе фирмы в г. Ярославле начался выпуск наиболее ходовых марок экскаваторов, а вскоре ассортимент пополнился и карьерными самосвалами.
Процессы глобализации смешивают в одном «плавильном котле» культуры и технологии и сглаживают различия между современными государствами. Однако по-прежнему актуально международное разделение труда, при котором отдельные страны становятся безоговорочными лидерами в своих индустриях. И строительная индустрия – одна из них. Здесь понятия «американская техника», «немецкие системы» или «русская фанера» еще долго будут критериями качества и надежности.
Справка о группе «СВЕЗА»:
«СВЕЗА» – современная, динамичная группа компаний, выпускающая высококачественную фанеру из русской березы и являющаяся мировым лидером в этой области. Общий объем производства – более 1 200 000 м3 древесных плит в год: фанеры 920 000 м3 и ДСП 310 000 м3.
Система менеджмента качества «СВЕЗА» соответствует международному стандарту ISO 9001 (сертификационный центр TUV, Германия). Продукция СВЕЗА производится из FSCTM-сертифицированного сырья (ForestStewardshipCouncil® – Лесной попечительский совет – международная некоммерческая организация, целью которой является содействие экологически ответственному лесопользованию и управлению лесными ресурсами).
В состав «СВЕЗА» входят 6 комбинатов на территории России, которые располагаются в местах, традиционно богатых березовыми лесами: Усть-Ижорский фанерный комбинат (УИФК), г. Санкт-Петербург; «Фанплит», г. Кострома; Великоустюгский фанерный комбинат «Новатор», Вологодская область; Пермский фанерный комбинат (ПФК), Пермский край; Мантуровский фанерный комбинат, Костромская область; «Фанком», Свердловская область.
Юлия Шукшина,
Пресс-служба «СВЕЗА»