Теплая тема. — Как сделать самому?
У обитателей загородных домов есть стойкое убеждение, что отапливаться сжиженным газом пусть и менее удобно, зато гораздо выгоднее, чем дизельным топливом. А электрическое отопление обойдется дороже всего. Да и многие продавцы отопительного оборудования придерживаются такого мнения, причем совершенно искренне. Между тем аккуратные расчеты показывают, что это не так.
При выборе типа отопительного котла покупателей интересуют в основном три его характеристики: сколько придется тратить на топливо в зимний сезон, насколько удобно будет пользоваться отопительной системой и, наконец, во что обойдется оборудование с монтажом. Конечно, последняя сильно зависит от запросов владельца (нужен ли теплый пол, требуется ли регулировать температуру отдельно в каждой комнате, какие выбраны радиаторы и марка котла и пр.), а также от площади коттеджа. Для 200-метрового дома специализированные компании готовы собрать системы и за 160 тыс. руб. («эконом»), и за 350 тысяч («люкс»). При этом стоимость самого котла составляет, как правило, 40–60 тыс. руб.
Магистральная недоступность
Несмотря на постоянный рост тарифов на магистральный газ (последний раз ставки изменились 1 апреля — теперь кубометр голубого топлива, если верить данным Комитета по тарифам, обходится потребителям в 3,3 руб.), этот вид топлива еще долго будет самым экономичным. Отапливаться природным газом выходит впятеро дешевле, чем сжиженным. Теплотворная способность кубометра газа 9,3 кВт·ч, соответственно, стоимость одного киловатта тепла (с учетом КПД котла) — примерно 39 коп. Для сжиженного газа — ниже.
Одна проблема: не везде есть доступ к магистральному топливу. Да и цены подключения кусаются. Единых тарифов нет. Собственники, имевшие опыт общения с газовыми службами, рассказывают, например, что за прокладку 10-метровой трубы от газопровода до дома могут запросить до 150 тыс. руб. (без учета разводки труб по дому — за это придется выложить еще тысяч шестьдесят). Только за проект подключения могут «снять» 15 тыс. руб. Требования газовщиков то и дело меняются. К примеру, согласно последним правилам, трубы должны идти только под землей — это довольно существенно повышает стоимость прокладки трасс. Если же трубе придется пересечь дорогу (к примеру, газопровод проложен на противоположной стороне улицы), сложности удвоятся.
По сравнению с этим монтаж систем отопления на любом другом топливе выглядит подарком судьбы, хотя это и оборачивается гораздо большими затратами на энергоноситель. Итак, системы отопления на магистральном газе: стоимость топлива очень низкая, степень удобства — высокая, цена монтажа — очень высокая.
Деревянная экономия
В отсутствие магистрального газа наиболее экономичным видом отопления будут дрова. При стоимости кубометра 1400 руб. (за такие деньги продают березовые дрова; ольховые подешевле, но от них и тепла меньше) и весе 650 кг стоимость одного киловатта «грубо» 50–60 коп.
Однако не все так просто. Во-первых, дрова бывают разные. Заглянем в таблицы: от одного килограмма сухих березовых дров можно получить 3,94 кВт·ч тепла. Однако сухие дрова — это 20%-ной влажности. Такие показатели достигаются после года сушки в поленнице (для сравнения: влажность свежеспиленной древесины 50%, а тепла от нее можно получить почти вдвое меньше). Личный опыт говорит, что привозят потребителям не «эталонно сухие» дрова. Иногда даже возникает впечатление, что их специально вымачивали (а может, просто хранят навалом в каких-нибудь лужах).
Во-вторых, по КПД печи на твердом топливе заметно уступают системам на газе или дизеле. Обычная печь отдает дому лишь
60–70% выделяемого при сгорании дров тепла. КПД газогенераторных печей существенно выше — 75–85%. Однако эти печи заметно дороже. Уменьшенный расход дров оборачивается дополнительной платой на этапе установки. Тот, кто нацелен на экономию, вряд ли пойдет на эти траты.
Отдельно стоит сказать о каминах. Камины закрытого типа (в которых топка отделена от комнаты стеклом) вполне могут использоваться как отопительные системы — по крайней мере как резервные. По паспорту импортные камины обладают примерно таким же КПД, как и обычные печи: 60–70%. Хотя приверженцы печного отопления относятся к этим цифрам скептически. А вот камины открытого типа могут служить лишь украшением дома, но никак не отопительным прибором. Их КПД, по разным источникам, колеблется от 15 до 30%. Такое дровяное отопление влетит в копеечку.
С учетом вышесказанного стоимость киловатт-часа тепла для газогенераторной печи (если вам где-то удастся купить тех самых сухих дров) составит 68 коп., для обычной печи или камина закрытого типа — 84 коп., для камина открытого типа — 2,5 руб.
Покупатели не любят твердотопливные котлы в первую очередь потому, что ими очень неудобно пользоваться. Почти никакой автоматики: дрова приходится загружать вручную по нескольку раз в день. Конечно, дом с такой системой отопления без присмотра надолго не оставишь. Регулировать количество тепла сложно: немного перестарался — и открывай окна, выпускай оплаченные килоджоули на улицу.
Подводим итог по дровяному отоплению: стоимость топлива — низкая, уровень удобства — низкий, цена монтажа — от низкой до средней.
Дрова крошкой
Последнее время все больше владельцев домов покупают отопительные системы на пеллетах (древесных топливных гранулах). Основное достоинство — удобство (эти системы неплохо поддаются автоматизации). Однако сами пеллеты существенно дороже дров. Сегодня их можно купить по 5000 руб. за тонну (если очень повезет — по 4500). Из-за того, что гранулы почти нулевой влажности, по теплотворной способности они превосходят дрова. Но не существенно. Даже при высоком КПД котла стоимость киловатт-часа энергии получается 1,25 руб. Притом что сам котел обойдется примерно на 200 тыс. руб. дороже, чем дизельный.
Неудивительно, что при таком соотношении цен у нас в стране на эти системы приходится не больше 1% продаж.
В итоге при использовании пеллет: стоимость топлива — средняя, уровень удобства — средний, цена монтажа — высокая.
Тепло в розлив
Сжиженный газ — довольно распространенный вид топлива. Продавцы газовых систем часто утверждают, что отопление газом обойдется вдвое дешевле, чем дизтопливом. И сильно заблуждаются (надеюсь, что искренне). При расчетах они опираются на следующие цифры: при сжигании килограмма газа выделяется 12,6 кВт·ч, а от килограмма солярки — 11,9. Цена газа 11,5 руб./л, дизтоплива — 21 руб. Однако забывают одну мелочь: вес одного литра сжиженного газа всего 570 г (тогда как одного литра солярки — 850 г). А значит, килограмм пропан-бутановой смеси обходится в 20,2 руб. Причем эта сумма не зависит от того, берете вы 5 л на заправке или закачиваете 5 кубометров в газгольдер. А вот дизтопливо граждане приобретают по оптовым ценам — 20 тыс. руб. за тонну (а кто-то и дешевле). Еще раз подчеркнем: тонну — а не кубометр весом 850 кг. То есть цена килограмма дизтоплива выходит те же 20 руб. КПД дизельных котлов обычно немного ниже, чем газовых, но весьма незначительно. В итоге солярка для отопления обходится чуточку дороже. Для сжиженного газа киловатт-час стоит 1,79 руб., для дизельного топлива — 1,85.
Зато по другим параметрам преимущества солярки очевидны. Газовый котел предполагает наличие газгольдера (хранилища сжиженного газа), а его оборудование встанет минимум в 250 тыс. руб. Причем фирму, которая предложит такую цену, придется хорошенько поискать, в большинстве компаний ее считают до смешного низкой.
Можно обойтись без газгольдера, но придется постоянно возиться с газовыми баллонами. Заправщики рассказывают о клиенте, который зимой каждые два дня привозил на джипе и заправлял семь 50-литровых баллонов. Для состоятельного владельца просторного дома удовольствие то еще. Даже на относительно небольшой (150 кв. м), хорошо утепленный дом этой зимой 50-литровая емкость уходила за два дня — так что ездить на заправку владельцам газовых систем приходилось регулярно. Плюс много технических сложностей: к примеру, хранить баллоны в доме не разрешают правила безопасности, необходимо оборудовать железный шкаф снаружи дома (причем на теневой стороне, чтобы летом уберечь от прямых солнечных лучей) и т. п.
Для дизельного топлива подойдет обычная пластиковая емкость, которую обычно прячут в специальный шкаф. Места в доме она занимает немного, единственное требование — чтобы можно было дотянуть шланг заправщика. Если есть желание, солярку можно возить хоть канистрами.
Подводим итоги для дизельного котла: стоимость топлива — высокая, уровень удобства — высокий, цена монтажа — средняя. Для газового котла: стоимость топлива — высокая, без газгольдера уровень удобства средний и цена средняя, с хранилищем газа уровень удобства высокий, а цена — очень высокая.
Килоджоули по проводу
Пожалуй, самое стойкое заблуждение, связанное с отоплением, это непомерно высокая стоимость отопления электричеством. Однако (проверьте на сайте Комитета по тарифам) одноставочный тариф на 2010 год для домов с электроотопительным оборудованием составляет всего 1,79 руб. за киловатт. Чтобы получить тот же киловатт тепла из сжиженного газа или дизельного топлива, как мы уже выяснили, придется потратить ту же сумму (плюс-минус несколько копеек). Причем электрические котлы вдвое дешевле, они лучше всего поддаются автоматизации, и никаких хранилищ для топлива не требуют. Один из аргументов противников электрического отопления: а как быть, если отключат свет (аварии на пригородных линиях, к сожалению, не редкость). Однако если это произойдет, ни газовые, ни дизельные котлы не спасут — они тоже остановятся. Именно поэтому камин в загородном доме — не просто украшение, а еще и резервная система отопления.
С электричеством одна сложность — получение разрешения на требуемую мощность. По закону, до 15 кВт мощности на дом поставщик энергии должен продавать по 550 руб./кВт. Но сколько препятствий нужно преодолеть, чтобы получить заветные киловатты, знают только те, кто проходил по этому пути. Причем за время хождения по инстанциям требования энергетиков могут поменяться два-три раза. К этому тоже надо быть готовым.
Тем не менее электрические системы получают высший балл за удобство при низкой стоимости оборудования (если подведенных к дому мощностей хватает для отопления).
По осторожным оценкам экспертов, сейчас до 35% приобретаемых котлов — дизельные. На втором месте по популярности электрические, их 30%, еще 25% приходится на газовые и лишь 10% выбора клиентов — твердотоп-ливные котлы (на дровах или пеллетах).
Дмитрий СПЕРАНСКИЙ
Инженерные системы загородного дома — www. zagorod. spb. ru