Выше только звезды: необычные крыши мира. — Как сделать самому?
Каким бы интересным или, напротив, примитивным ни было здание, есть элемент, который обязателен для всех домов. Это, конечно, крыша. Причем за годы эволюции из обычной ограждающей конструкции эта деталь постепенно превращается в доминанту архитектурного облика здания. Своей формой, цветом, размерами, всевозможными дополнениями она способна не только подчеркнуть индивидуальность и неповторимость строения, но и в полной мере продемонстрировать творческий характер владельцев здания.
Необычные крыши необычных строений
Существует много примеров, когда смелые художники возводят настоящие архитектурные шедевры, порой абсолютно противоречащие общепринятым взглядам и канонам. И именно это впоследствии по праву делает их местной архитектурной достопримечательностью и центром притяжения туристов.
Таким объектом стал «Горбатый дом» (Crooked House) в польском городе Сопот. Построенный в 2004 году, он входит в десятку удивительных зданий мира. Крыша здания, как и его фасад, не имеют ни одной правильной линии! Складывается впечатление, будто он слеплен из пластилина и потек в результате воздействия высокой температуры!
А в Японии построен дом «Угол в 135 градусов» (135 Degree Angle). Он необычен тем, что «стоит» на одной из сторон 2-скатной крыши, образуя вышеуказанный угол по отношению к уровню земли!
Буквально «на голову» поставил свой дом под названием «Вверх ногами» (Upside Downer) архитектор из Флориды! Аналогичную идею реализовал его коллега Даниэль Шапиевски – перевернутый дом этого мастера возведен всего за 114 дней и по праву считается самым популярным аттракционом в Польше!
А вот конструкция «Дома Рипли» (Ripley`s Building) способна навести страх и ужас на непосвященного туриста. Его крыша и фасад разъехались «по швам» – как после землетрясения! Кстати, здание и было построено в память о землетрясении 1812 года силой 8 баллов. Подобная задумка архитектора сделала строение одним из самых фотографируемых в мире!
Существует целый ряд крыш, которые логически завершают уникальные по форме дома. Например, выполненные в виде змеи или моллюска – наутилуса (оба в Мексике), унитаза («Дом-туалет» в Корее), саксофона («Саксофонный дом» в Калифорнии), ботинка («Дом-ботинок» в ЮАР).
Кстати, россиянам тоже есть чем гордиться! Наши талантливые предки создавали уникальные по форме и содержанию строения, которые и по сей день продолжают радовать и удивлять любителей древнего зодчества. Достаточно вспомнить Преображенскую церковь из всемирно известного архитектурного ансамбля на острове Кижи в Карелии. Церковь построена в лучших традициях русского плотничьего ремесла – без гвоздей, одним топором, который, как гласит легенда, мастер выбросил в Онежское озеро. 37-метровая церковь увенчана 22 главами, покрытыми луженым железом. Форма и размер глав меняются от яруса к ярусу, что придает строению неповторимую красоту и очарование.
Наш современник Николай Сутягин из Архангельска, одержимый мечтой увидеть из-за горизонта море, выстроил деревянный дом высотой 38 метров! Объект даже собирались заносить в Книгу рекордов Гиннесса, как самое высокое деревянное строение. При этом в доме по проекту всего два этажа, а все, что выше, – крыша! Впрочем, именно это обстоятельство и побудило местную администрацию здание снести – вместить такое сооружение в рамки строительных нормативов оказалось нереальным…
Крыши на службе общества
Крыши вдохновляют на подвиги не только архитекторов зданий. Неосвоенные просторы городских кровель привлекают к себе и других строительных специалистов. Так, заслуживает внимания проект правительства Москвы по созданию на юге города воздушного автобана. Его уникальность заключается в том, что дорога общей протяженностью 15,7 км пройдет по крышам зданий от МКАД через территорию производственной зоны №32 «Котляково» до Третьего транспортного кольца.
Здесь по проекту известной немецкой компании Strassen haus должны появиться 3-5-этажные здания, на верхних перекрытиях которых будет проложен автобан. Здания под эстакадами предполагается использовать под паркинги, вместимость которых составит порядка 20 тыс. машино-мест. Последний этаж зданий, на который обопрется автобан, станет техническим – там спрячут провода и другие коммуникации.
Чудо-трасса будет иметь по три полосы в каждом направлении, при этом направления разнесены друг от друга на расстояние порядка 100 м. Межполосное пространство планируется заполнить многофункциональными торговыми и гостиничными комплексами. Максимальная пропускная способность дороги составит 560 тыс. машин в день.
Другое, не менее интересное решение в области эксплуатации крыш зданий уже реализовано в 2008 году специалистами строительной компании «Калугаглавснабстрой» при возведении горнолыжного комплекса «Квань» в Калужской области. Ключевым элементом этого, единственного в своем роде проекта стал искусственный спуск длиной 108 м и шириной 45,7 м; при этом общая длина склона составила 300 м.
Чтобы трасса стала интересной для опытных горнолыжников, потребовалось поднять вершину природного холма на два десятка метров. Недостающие метры были получены за счет возведенного на холме пятиэтажного здания, выполненного из металлоконструкций, разработанных компанией Ruukki (ведущий европейский поставщик решений из металла для строительства и машиностроения). В здании разместилась гостиница на 84 номера, пункты проката спортивного инвентаря, рестораны, лобби-бар и комплекс СПА. А вот его крыша стала верхней точкой искусственного горнолыжного спуска! «В перспективе этот горнолыжный комплекс может стать базой для тренировок сборных сноубордистов и прыгунов с трамплина», – заявил председатель Национального олимпийского комитета России Л. Тягачев.
Необычные крыши встречаются и в обычных, казалось бы, зданиях, вроде автомагазинов. Например, когда в городе Курске открывали фирменный автоцентр «Фольксваген», автогигант утвердил очень нестандартный проект. Многосветные залы, значительное количество больших стеклянных поверхностей, в том числе и на крыше, фасады с отрицательными углами наклона – все это потребовало неординарных технических решений. Особенно «крепким орешком» оказалась сложная многоуровневая кровля, которая была призвана обеспечить максимальное проникновение в здание дневного света – обязательное условие, поставленное автоконцерном. Чтобы создать подобную кровлю, инженерам пришлось разрабатывать индивидуальные узлы и ферменные балки специальной конструкции.
«Это очень необычное и красивое здание, – говорит Андрей Егоров, менеджер компании Ruukki, которая занималась разработкой и изготовлением конструкций. – До него подобные проекты и в столь жесткие сроки в России не делались».
Необычным крышам – необычные покрытия
Много интересного и необычного можно встретить и в индивидуальном домостроении, особенно в России. Причудливая конфигурация современных загородных домов – с многочисленными террасами, флигелями и надстройками – требует творческого подхода к строительству и обустройству крыш. Вот где буйство фантазий частных застройщиков!
Крыши таких домов – почти всегда очень сложные по форме архитектурные сооружения. Они изобилуют скатами с различными углами наклона, ендовами (внутренние углы между скатами), козырьками, воротниками, сложными многоугольными сводами и сопряжениями. Иногда подобные сооружения становятся местной достопримечательностью – таков, например, строящийся на подмосковном Пятницком шоссе дом с разрезной, подобно торту, кровлей, забранной стеклом. Нельзя сказать, что это строительное решение является эффективным в нашем климате, но вот заурядным его точно не назовешь!
Еще более необычный дом, похожий на пряничный замок, стоит на Ленинградском шоссе, недалеко от Зеленограда. Его черепичная кровля и большие разноцветные витражи в ней кажутся иллюстрациями к сказкам братьев Гримм.
Особый шарм современным загородным домам придают кровли, покрытые природными материалами: черепицей, сланцем, камышом, гонтом и даже дерном. Вместе с тем, универсальным материалом по праву считается металлочерепица, имитирующая натуральное покрытие. «Удачно подобранная металлическая кровля, – считает Павел Селиверстов, менеджер компании Ruukki, – гармонирует с цветом самого дома и окружающим ландшафтом, поэтому ее эстетическое восприятие – самое благоприятное. К тому же, современные технологии позволяют придать металлочерепице целый ряд индивидуальных качеств: например, эффект старины, как в одной из наших недавних разработок – металлочерепице серии «Каскад».
Интересно, что добиться «исторического» эффекта удалось, применяя ультрасовременное полимерное покрытие – Pural Matt. По словам Павла Селиверстова, помимо эстетических преимуществ, такое напыление позволяет более безопасно монтировать и эксплуатировать кровлю.
Дополнительную красоту и оригинальность крыше придают элементы безопасности (антенные и вентиляционные каналы, обеспечивающие герметичность), а также компоненты для обслуживания крыш (лесенки, мостки и пр.). С одной стороны, они позволяют эксплуатировать кровлю максимально удобно и безопасно, а с другой – способны придать крыше неповторимый облик.
«С крыши, разумеется, звезды видны лучше, чем из окон, и поэтому можно только удивляться, что так мало людей живет на крышах» – с детства многие из нас помнят эти слова шведской писательницы Астрид Линдгрен, придумавшей знаменитого Карлсона. К сожалению или к счастью, обычной средой обитания людей крыши пока не стали. Но зато из банальной защиты от погоды современные кровли превратились в полигон для развития технических и архитектурных идей и даже в арт-объекты. И эволюция продолжается!
Елена Гришина
Пресс-служба компании Ruukki