Изделия из венецианского стекла: вазы, светильники, статуэтки, бусы, посуда, декоративные композиции имитирующие аквариумы — Как сделать самому?

Изделия из венецианского стекла: вазы, светильники, статуэтки, бусы, посуда, декоративные композиции имитирующие аквариумы - Как сделать самому?В окружающем нас мире вещей – дорогих и дешевых, престижных и кичевых, изредка попадаются объекты, которые и вещами-то назвать язык не поворачивается, поскольку они, не «сделаны в Китае» и не «сошли с конвейера». По отношению к ним более уместны другие словоупотребления типа «экземпляры», «раритеты», «образцы», или, еще точнее – забытое старорусское — «изделия».

В нашем случае – это изделия из венецианского стекла: вазы и светильники, статуэтки и бусы, посуда и даже декоративные композиции, имитирующие целые аквариумы с рыбками и водными растениями. Все эти вещи (вернее – Вещи с Большой Буквы!) сделаны вручную из очень разных по внешнему виду стекол – хрустально прозрачных, матовых, медно-красных и золотых, зеленоватых и синих, мозаичных и сетчатых, расписанных эмалью и гравированных – объединяет их только одно – все это разновидности так называемого «муранского стекла» (murano glass), история открытия которого восходит к средневековой Венеции. Разобраться в тончайших аспектах производства, истории, и особенностей этого чуда нам в очередной раз поможет Олег Львович Фокин – директор компании «СветДизайнСервис». В этой статье Олег Львович выступит в качестве знатока чудес итальянских мастерских и поделится ими с нами.

Романтическая история («Девушки будут довольны»)

Легенда (красивая настолько, что не хочется залезать в справочники и энциклопедии, дабы проверять и уточнять) гласит, что в 1204 году хитроумный правитель Венеции Энрико Дандоло добыл в покорённом во время очередного крестового похода Константинополе секреты стеклодувного искусства и привез его на родину. Не прошло и века как в самой Венеции ремесло усовершенствовалось настолько, что изделия мастеров стали цениться дороже золота.

Хорошие мастера ценились высоко и были, вероятно состоятельными людьми, сохранились сведения, что среди множества привилегий, каковыми они пользовались была даже возможность выдать дочку за венецианца самого благородного происхождения. Но – за все надо платить – и платой, как это часто бывает в подобных случаях, была несвобода — власти всех стран во все времена пытались жестко контролировать людей, наделенных особыми ЗУНами (знаниями, умениями и навыками), и в этом смысле венецианские дожи были ничем не лучше русских князей. За попытку покинуть Венецию мастер мог поплатиться жизнью, а семья беглеца вполне могла закончить свои дни в тюрьме.

Читайте также:  Стеллажи для цветов - удобно Вам, удобно и цветам. - Как сделать самому?

Средневековые города постоянно страдали от пожаров. Стеклодувные горны вполне могли быть их причиной. Поэтому, а заодно и для более надежного хранения цеховых секретов стеклодувные мастерские вскоре перевезли на острова Адриатики – один из них, лежавший всего в полутора милях от Венеции и назывался Мурано.

Со временем остров стал как бы государством в государстве — особой республикой стеклодувов, которая имела свой собственный свод законов, чеканила свою монету, управлялась своим Верховным советом и даже имела своего посла в Венеции. Производству стекла руководством Венеции был придан статус государственной монополии.

В XV — XVI веках слава муранского стекла становится поистине триумфальной. Большинство знатных людей Европы желают обладать этим предметом роскоши. В королевских дворах оно является непременным атрибутом власти и богатства: объемные чаши и блюда на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке – легко представить как все эти предметы украшали интерьеры куртуазных королей, ревнивых принцесс и воинственных маркграфов.

Чего бы стоили роковые фаворитки блистательных европейских дворов, если бы до встречи со своими поклонниками были лишены возможности провести час-другой перед плоским зеркалом, изобретенным все теми же муранскими мастерами! Недаром полутораметровое зеркальное полотно стоило во Франции втрое больше картины Рафаэля – а что тут удивляться – без «холста, масла» любая марго вполне обходилась, а вот посыпать пудрой немытые локоны, глядясь в боковину медного котла – настоящее наказание!

Однако история безжалостна — и французы — потомки галантных Людовиков, захватившиев эпоху наполеоновских войн Венецию, к началу девятнадцатого столетия совершенно уничтожили уникальное ремесло. Позже в довершении ко всему Венеция была присоединена к австрийской империи Габсбургов с его «богемским стеклом» и, казалось, древнее искусство было похоронено навсегда.

Но ведь история не раз демонстрировала нам – все действительно стоящее никогда не исчезает бесследно – так было и с муранским стеклом. В 1854 году шесть братьев организовали новую фабрику, поначалу выпускавшую бытовое стекло и назвали её Fratelli Toso. Но прошло несколько лет и фабрика приступила к возрождению знаменитого промысла: стали появляться цеха, продукция которых получала «марку» со звучными (и столь милыми уху российских модников и модниц) именами новых мастеров Salviatidott, Antonio fu Bartolomeo, Lorenzo Radi, Fratelli Barovier и Francesco Ferro & Figlio. Да и впрямь – поди, доказывай что Fratelli Toso это просто («брательники Тосовы») – может оно и так – скажут вам – но ведь как звучит!

Читайте также:  Как должны работать продавцы мебели? - Как сделать самому?

Совершенно новое направление, давшее очередной толчок стекольному производству, явили миру в 1921 г. Giacomo Cappellin (Джакомо Каппеллин) и Paolo Venini (Паоло Венини). Их компания “Vetri Soffiati Muranesi Cappellin, Venini & C.”стала законодателем мод в области модерна, и с тех пор ни одна выставка уже не обходилась без работ представителей этой школы.

Настоящее муранского стекла

Сегодня мир муранского стекла настолько разнообразен, что вряд ли кто-то возьмется классифицировать его по стилям и направлениям: одних только производителей на острове насчитывается около 4-х тысяч.

Есть и крупные фабрики – такие как компания Gallery, Murano due, Aureliano Toso, de Majo, которые стремятся привнести свое видение такого сложного и многогранного явления, как муранское стекло, ведут поиск новых форм постижения красоты и музыки, застывшей в кристалле времени.

Очень важно, что и в двадцать первом веке – веке чипов и чипсов, девайсов и гаджетов – веке победившего постиндустриального машинного стандарта – изделия из муранского стекла по-прежнему радуют незамутненный глаз ценителя истинной красоты.

А все потому, что делают его, как и тысячу лет назад – вручную, хотя сказать, что в этом захватывающем по динамике процессе участвуют только руки — было бы несправедливо. Ведь мастер фактически вдыхает жизнь в свое изделие – захватывая ком расплавленного стекла, и беспрестанно вращая трубкой, он выдувает полый шар, который постепенно приобретает нужную форму. А дальше – тысячи мелких секретов, старание и удача, настроение и воля, которые как раз и составляют сущность любого мастерства.

Вот на изделие навиваются тонкие белые нити, из опалового стекла, составляющие бесконечно разнообразные сплетения и тогда получается — стеклянная вить (филигрань). А вот мелкие пластинки, изображающие пестрый цветок, заплавляются в наружную поверхность стекла – это техника «миллефиори» (тысячи цветов). Расплавленная масса подкрашивается по старым рецептам, напоминающим заветы алхимиков – чтобы получить зеленый цвет надо добавить окись железа, для красного тона — окись меди. «Цвет небесный, синий цвет» получают при помощи кобальта, а не пожалеешь золота – и стекло засветится редким рубиновым оттенком.

Читайте также:  Мебель для дачи – стиль кантри. - Как сделать самому?

Особенно красиво авантюриновое стекло — имитирующее мерцание бесчисленного множества блестящих точек на отшлифованной желтовато-коричневой поверхности. Наконец, особый узор – кракелаж получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Техника «пулегозо» основана на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь.

Но, несмотря на то, что Муранские стеклодувы сберегли большую часть старинных технологий и избежали автоматизации производства в ходе промышленной революции, они широко используют и предметный дизайн, и авангардные формы. Другое дело, что вокруг «murano glass» ( как и вокруг всякого другого искусства) существует море ширпотреба, а часто вовсе не вполне умелой имитации или копирования. На некоторых железнодорожных станциях нашей необъятной родины (не будем называть конкретно – дабы не обижать ни в чем не повинных работников разорившихся фабрик некогда обширного советского стеклоделия) вам будут совать в открытое окно «наборы» безвкусных «муранских» бокалов, немыслимых чаш и вазонов, которые трудно представить себе уместными в доме даже в качестве ночного, простите, горшка.

Не многим лучше и наводнившие рынок дверные ручки, карнизы, плафоны «из муранского стекла». Излишне объяснять, что большинство этих вещей делается отнюдь не на Мурано.

Настоящее murano glass — это только ручная работа. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, в этом физико-химическом смысле оно всегда остается именно стеклом. И все же чистота, однородность и прозрачность остается отличительным признаком настоящего муранского стекла, которое (в бесцветном исполнении) так и называется — «cristallo». Думаю, немного излишним будет говорить о стоимости подобных изделий. Она, конечно, высока. Позволить себе вещи подобного рода в Ярославле возможно и могут многие, но немногие захотят. Все-таки пока творения мастеров по достоинству оценят лишь знатоки. Будем надеяться, пройдет пара-тройка лет и люди смогут с готовностью тратить деньги не только на новые иномарки и фирменную одежду, но и на предметы искусства.

Предоставлено компанией СветДизайнСервис

Не жмись, лайкни!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *