Изящная простота Востока. Японские сады, садово-парковая архитектура Японии и Европы — Как сделать самому?

Изящная простота Востока. Японские сады, садово-парковая архитектура Японии и Европы - Как сделать самому?Существует представление, что, используя набор определенных штампов, например, поместив рядом с дорожкой из каменных плит и гальки каменный фонарик и посадив японский клен, мы получим японский сад. Это заблуждение. Создать настоящий японский сад можно без каких-либо заимствований материалов и технологий. Главное — передать саму его суть, глубинную идею. Чтобы понять, чем в действительности является этот феномен, нужно знать культурный контекст, в котором он возник и развился. 

 

Архитектура и ландшафтная архитектура: Европа и Япония 

Садовая архитектура не существует сама по себе, она является частью культуры общества в данное время. Сад обычно находится рядом с жильем и во многом связан с его обликом. Традиционные японская и европейская архитектуры не только непохожи — они противоположны по своим принципам.  

В Европе, куда мы относим и Россию, дом — безопасное теплое место в холодном враждебном окружении. Толстые стены надежно разделяют интерьер и внешнее пространство. Европейское садовое искусство тоже во многом является хроникой подчинения природы человеку, воплощенной в противопоставлении рукотворного и естественного. 

В Японии же, с ее теплым и влажным климатом, понятие дома (минка — жилой дом) практически тождественно понятию крыши над головой. Основой всей конструкции являются деревянные столбы (сечением 121 х 121 мм), которые держат черепичную или соломенную крышу с характерной стропильной системой. Несущими элементами являются только эти столбы; легкие стены не играют никакой конструктивной роли, они не задерживают тепло и холод. Сдвижные перегородки cедзи, оклеенные полупрозрачной бумагой, скорее объединяют окружающее пространство и интерьер, чем разъединяют их. Иерархия помещений четко отражается материалом покрытия пола и его уровнем: кухня и хозяйственная часть дома имеют земляной пол; дощатая терраса поднята над землей, как и покрытая толстыми соломенными матами — татами — жилая часть. Размеры всех элементов стандартизированы, измеряются в кенах (примерно 1,8 м) и соотносятся со стандартным размером татами (0,9 х 1,8 м, то есть 0,5 х 1 кен). Такая стандартизация, по-видимому, связана с тем, что детали дома изготавливались в мастерских, а строительство сводилось к их монтажу, занимавшему всего несколько дней. 

Читайте также:  Сценарии интерьера детской комнаты. - Как сделать самому?

Поэтому в Японии традиционно отношение к дому, как к временному сооружению, которое легко построить заново или восстановить. Сад же — нечто намного более ценное — ведь деревья должны расти много лет, чтобы они приняли нужную форму, камни должны покрыться мхом, и все вместе — приобрести патину старины и неподдельности.  

История возникновения 

Сады при городских усадьбах известны в Японии еще с периодов Асука (593-710) и Нара (710-794). Япония находилась в то время под сильным влиянием материковой культуры. Развитые торговые связи японских купцов привели к тому, что в VIII веке из Индии, Китая или Кореи был завезен чай. Первая плантация появилась в районе Киото. Из Китая пришла и религия (буддизм).  

В 607 году китайский император приказал построить пространный дворец с садом вокруг. Комплекс имел площадь 75 кв. миль, в строительстве участвовало почти миллион человек. В обширном саду было девять искусственных прудов, самый большой — 13 миль по периметру. Посетив эту стройку в том же году, японский посланник был настолько впечатлен, что через несколько лет у императорского дворца в Наре (тогда столице Японии) был построен сад с прудами, островами, мостиками, павильонами и беседками. 

В период Хэйан (конец VIII-XII век) столицу перенесли в одноименный город, известный сейчас как Киото. Хэйан — эпоха богатства и процветания Японии. Спокойное время, интенсивно развивается национальная культура, уменьшается китайское влияние. В конце IX века император официально запретил торговые связи с Китаем. У аристократов появилось время и возможность для увлечения строительством и разбивкой садов. Они жили в роскошных поместьях, построенных в стиле синден, их сады были великолепны. К концу периода Хэйан сады резиденций придворной аристократии сравнивали с земным воплощением рая (стиль Дзедо). К этому времени складываются принципы использования асимметрии и духа местности («принимай во внимание окрестности») в садовом дизайне. 

Читайте также:  Оформление и отделка балконов - Как сделать самому?

В XIV-XV веках дзен-буддизм распространяется все шире, оказывая огромное влияние на развитие Японии; одновременно перестает действовать запрет на сношения с Китаем. В период Камакура (1185-1392) появляется военное сословие самураев. Самураям с их суровым образом жизни пришлись по нраву аутотренинг и жесткая самодисциплина, проповедуемые дзен-буддизмом. Садовое искусство начинает переходить в руки все более влиятельных дзен-монахов. Сады при дзен-буддистских монастырях видоизменяются. Теперь они предназначены не для прогулок и веселого времяпровождения, а для созерцания в ходе медитаций на пути к просветлению. Облик сада подвергался упрощению, редукции, отбрасывалось все несущественное. Значительную роль играл символизм: кусты, камни и песок (галька) в дзен-буддистском саду изображали горы и воду. Пустое пространство было не менее важно, чем заполненное предметами. 

В период Муромати (1392-1573) абстрактное садовое искусство дзен-буддизма достигает расцвета. В 1499 году строится знаменитый своим садом камней храм Реандзи в Киото. Начинает зарождаться чайная церемония. Мурато Дзюко — ее создатель — формулирует четыре принципа: гармония, почтительность, чистота и тишина (покой). В первой половине XVI века Дзео Такэно придумывает чайный домик. Усиливается самурайское сословие. Могущественные военачальники имеют в своем распоряжении целые армии, которые они используют в том числе и для перемещения огромных камней и обустройства новых землевладений.  

С середины XV до середины XVI века продолжается период феодальной раздробленности, войны всех против всех — «эпоха воюющих провинций». Частные армии самураев, подчиненных враждующим феодалам, воюют друг с другом. В ходе войны Онин, которая на протяжении 10 лет шла на улицах Киото, город был практически полностью разрушен. Однако в это же время, как ни парадоксально, продолжали развивается экономика, культура, искусства. Умение писать стихи для самурая было не менее важным, чем владение мечом.  

Читайте также:  Сам себе декоратор - II - Как сделать самому?

Во второй половине XVI века Япония объединяется под единой властью (период Момояма, 1573-1603). В этот мирный период Сэн-но Рикю, ученик Такэно, разрабатывает исходные положения создания сада вокруг чайного домика. В устройстве сада и архитектуре домика, в предметах для совершения чайной церемонии — кружках, котелке для воды используются принципы саби и ваби. (Саби — букв. патина. Безыскусная изящная простота, как бы воплощающая в себе дух старины. Ваби — уединенность, безыскусность, скромность.) 

Впервые появляется такая характерная особенность японского сада, как стрижка кустарников (особенно азалий). Появляются сады для прогулок, по которым гуляют по предписанным образом проложенным маршрутам. 

На рубеже XVI и XVII века столицей Японии становится Эдо (совр. Токио). Начинается период Эдо. Железная рука правителя Токугавы вновь закрывает Японию от внешних влияний. Роль самураев в жизни общества сводится на нет — они становятся рядовыми госслужащими, зато усиливается влияние городских торговых классов, купцов. В этой атмосфере садовое искусство перестает быть вотчиной монахов и воинственных художников, и становится профессией ремесленников. Строились как крошечные сады в городских резиденциях, размером буквально несколько татами, так и большие пригородные парки по историческим мотивам. 

В XIX веке, после окончания самоизоляции, в ходе реставрации Мэйдзи в Японии началось широкое заимствование западных технологий. Появились постройки из кирпича и камня, стали разбивать газоны.  

С открытием страны для иностранцев и запад получил японские идеи.  

Принцип взаимопроникновения пространств, разрушение монотонности типовой застройки, создание уголка для релаксации и любования красотой природы и сменой времен года (прямо в своем городском жилище) — вот что черпает современное садовое искусство в традиционной японской культуре дома и сада.

Алексей СКИБИН, По материалам компании «СпецПаркДизайн»

Предоставлено журналом Загородное обозрение

Не жмись, лайкни!



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подробнее в Архитектура и дизайн
Искусство декорирования интерьеров. Советы профессионалов — Как сделать самому?

Очень часто изъяны планировки можно исправить с помощью правильного подбора дизайна стен. Иногда это может быть оригинальное декоративное покрытие. А...

Искусственный водоем в саду. Создание пруда — Как сделать самому?

Вода украшает участок, привлекает взгляд и улучшает микроклимат в саду. Пруды и бассейны бывают всевозможных форм, создаются по разным технологиям,...

Искусственный водоем на дачном участке — ваш личный оазис. — Как сделать самому?

Каменные мешки, скопления людей, пыльные и шумные улицы, напряженная работа... Чтобы выжить в таких условиях необходимо место для восстановления сил....

Искусственные декоративные водоемы: пруды, бассейны, водопады, ручьи, фонтаны. — Как сделать самому?

С помощью современных материалов и технологий ландшафтный дизайнер может воссоздать на садовом участке практически любой "каприз природы" - пруд, бассейн,...

Интерьер – зеркало нации. — Как сделать самому?

Интерьер – зеркало нации Пословица «в гостях хорошо, а дома лучше» актуальна во все времена. Ведь наиболее комфортно мы чувствуем...

Закрыть