Бюллетень Нерудные материалы. Март 2011. — Как сделать самому?
Производство нерудных строительных материалов в марте 2011 г. увеличилось на 9.0% к уровню марта прошлого года и составило 19.9 млн. м3. В январе-марте 2011 года производство увеличилось на 22.2% до 50.2 млн. м3.
Максимальный рост производства нерудных строительных материалов в марте текущего года наблюдался в Сибирском федеральном округе – предприятия региона увеличили объемы производства щебня, гравия, песка и ПГС на 0.7 млн м3 или +42.2% к соответствующему периоду прошлого года. Лидер прошлого месяца УФО, напротив сократил производство на 0,5 млн. м3 или -12.1% к марту 2010 года:
Производство нерудных материалов в регионах РФ (млн. м3)
Доля региона (%) в общем объеме производства в марте 2011 г.
В скобках – изменение долей (в % к периоду прошлого года)Топ-10 Субъектов РФ по производству
нерудных материалов в марте 2011 г., млн. м3
ПОТРЕБЛЕНИЕ
Индикатор продаж нерудных материалов
средними и крупными предприятиями
на рынок РФ в период 2009-2011 гг., млн. м3. Средняя цена нерудных материалов, руб./м3 (без НДС и доставки)
НЕРУДНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Сегодня добыча и производство нерудных строительных материалов (НСМ) – один из самых противоречивых с точки зрения прогнозирования сегментов производства стройматериалов (ПСМ). С одной стороны Россия – самая богатая по запасам «нерудки» страна, с другой доступ к большинству месторождений крайне затруднен, и их разработка в существующих условиях экономически нецелесообразна.
Главной причиной такого положения является высокая доля транспортной составляющей в конечной стоимости продукта. По данным ФАС, для щебня в 2006-2007 годах она была 46%, а для песка уже 90%. Рост железнодорожных тарифов с этого момента только усугубил положение.
Попытка ряда предприятий и ассоциаций отрасли инициировать введение в 2009 году компенсационной пошлины, чтобы снизить импорт с Украины, закончилась неудачно: для стран СНГ продолжает действовать беспошлинный ввоз. Одним из аргументов стало сопоставимое с падением отечественного производства (-31%) снижение импорта (-28%) в натуральном выражении. Однако в дальнейшем это привело к росту ввоза НСМ из-за границы. По итогам 2010 года он составил почти 73%, даже на 22% обогнав показатели 2008 года. Вышедшая в 2009 году на российский рынок НСМ Абхазия в 2010 году уверенно заняла 2-ое место.
Импорт нерудных строительных материалов,
млн. тоннНа рост стоимости транспортной составляющей также влияют состояние подвижного железнодорожного состава и реформа железнодорожного транспорта. Если производители цемента в большинстве своем обзавелись собственным вагонным парком, то по данным ассоциации «Недра», «нерудники» продолжают довольствоваться переданными ОАО РЖД в Первую грузовую компанию вагонами. А они, по данным «Недр», имеют не регулярную поставку, так как используются не только для транспортировки НСМ, но, и в том числе, угля.
В целом отечественная отрасль НСМ находится в плачевном положении. Технический уровень оборудования отстает от мирового, степень автоматизации производственных процессов низкая. В 2009-2010 годах одновременно со снижением производства снизилась производительность труда, возросли удельные энерго-, материальные затраты и землеёмкость производства Производительность труда в России в 10 раз ниже, чем в передовых странах.
На предприятиях НСМ применяются старые механизмы и устройства переработки минерального сырья, которые не менялись на протяжении 30-40 лет, а технологии и того больше. Одна из причин – низкая степень консолидации предприятий. По данным ассоциации «Недра», большинство производителей – мелкие предприятия численностью 60 человек и производящие 100-150 тыс. м3 ископаемых в год. Такие компании фактически заняты только вопросом собственного выживания и никак не развитием А это серьезный вызов отрасли, где большинство предприятий введено в эксплуатацию почти полвека назад.
Тем не менее после 31% снижения объемов производства в 2009 году (а в стоимостном выражении -38,6%) отрасль стала восстанавливаться. По итогам 2010 года НСМ уже прибавили 11% в натуральном выражении и 5,7% в стоимостном. 2011 год ознаменовался ещё большим скачком. В марте цены не только достигли докризисного уровня, но и обогнали среднегодовую цену 2008 года при отставании от этого года по объему и незначительном увеличении производства к 2010 году.
Такое положение во многом связано с сезонной активизацией дорожного строительства, основным строительным компонентом, которого является НСМ. В текущем году на строительство и ремонт автодорог Правительство России планирует потратить 387 млрд. рублей (+20% к 2010 году), а построить больше на 35% за счет софинансирования из региональных бюджетов.
За счет общей активизации строительства и планов по развитию дорожной сети страны можно прогнозировать увеличение потребления нерудных материалов в 2011 году не менее чем на 15%. В свою очередь рост спроса будет поддержан ростом импорта. Цена также продолжит свое повышение за счет увеличения транспортных и энергетических тарифов, однако сверху её будут сдерживать предложения производителей из СНГ. В связи с инерцией восстановления объемов производства, можно ожидать локального роста цен на НСМ в регионах, значительно удаленных от основных отечественных производств нерудных материалов и государственных границ.
В текущем году ожидается принятие Стратегии развития ПСМ, разрабатываемой Минрегионом России с 2006 год. Согласно этому документу к 2020 году по оптимистичному прогнозу отрасль НСМ достигнет производства более 1 млрд. м3 в год, по пессимистичному 0,8 млрд. м3 в год Однако даже в РСФСР на пике её могущества производилось максимум 0,7 млрд. м3, в современной России максимальный показатель был достигнут в 2008 году – чуть более 0,4 млрд. м3. К сожалению объективные факторы говорят, что ежегодно в течение 10 лет добавлять по 40-60 млн. м3 мощности не получится.
В дальнейшем единственным вариантом выживания отрасли в сложившихся условиях останется укрупнение производителей и скорейшая модернизация предприятий, снижение энергозатрат и внедрение эффективных технологий. Отмеченные ассоциацией «Недра» увеличение штрафов за нарушение лицензионных соглашений, рост коррупционной емкости, ужесточение технических регламентов пожаробезопасности должны только стимулировать такую консолидацию. И, несмотря на декларируемые преференции малому бизнесу, государство будет заинтересованно именно в поддержке крупных производителей НСМ.
Источник информации: СМПро